Элементы герба города Калининград

элементы калининградского гербаФОРМА ГЕРБОВОГО ЩИТА­ - первоначально была задана постановлением мэра N 1429 от 17.1О.94г. "О создании ге­ральдики Калининграда" (Приложе­ние N 2, пункт 26). Текст опубликован в газете "Гражданин" от 27 октября 1994года.

Французский (классический) щит был использован фактически всеми авторами конкурсных проектов. Лазоревая (синяя, голубая) гамма поля щита имела ме­сто в конкурсных работах многих авторов. Насыщенный синий цвет поля щита и полотнища флага был применен в связи с информацией епископа Балтийского Пантелеймона «О явлении Божией матери в Кёнигсберге перед самым штурмом города» как знак покровительства  Девы Марии. Синий цвет- один из основных цветов Богоматери, в христианском искусстве является догматическим символом красоты, величия, добродетели, справедливости и преданности.

        КОРАБЛЬ – первооснова содержания герба, доминирующий элемент композиции щита. Этот собирательный, условный символ, гармонично сбалансированный между каноном и современностью, в образной форме отображает одновременно ряд значений и истин.

  На первый план выступает глубинный смысл единения Рос­сии, Родины-матери с центром российс­кого региона на Бал­тике. Одновременно, в лаконичной форме, это символ городского сообщества, важ­нейшие вехи отече­ственной истории от времен древней Руси до наших дней. Собы­тия, оказавшие судь­боносное влияние на развитие державы в целом, на отношения с Кенигсбергом. Память об исторических визитах Петра 1, в том числе в составе Вели­кого Посольства. Зна­ковый символ станов­ления русского города с европейским ­ лицом - Калининграда.

В геральдике - корабль - аллего­рическое представление о земной ра­зумной жизни. В Европе - корабль под парусом обозначает благополучное движение к цели, символ надежды. В христианс­тве - библейский символ спасения общества, «Ноев ковчег».

Парусник наиболее целостно фик­сирует многовековые связи между славянскими и балтийскими племе­нами, землями Северной Руси и Древней Пруссии, торговыe пути между мореходами Древнего Новго­рода и укрепленного городища Твангсте. Одновременно этот символ чи­стоты и благородства устремлен в светлое будущее, в третье тысячeле­тие.

Серебряный (белый) корабль с одним парусом и с серебряным вым­пелом о двух косицах, обремененный лазоревым Андреевским крестом, нa мачте смоделирован из отдельных элементов различных типов парусно­-гребных судов. 

Использованы фрагменты осна­стки судов клотик, мачта, прямой па­рус трапециевидной формы, три банта на парусе, вымпел Балтийско­го флота (1732-1865; 1865 -1917), синий Андреевский кpecт, корма, кормовая надстройка, обвод носа судна, форштевень, киль, перо руля  с балером, три прямоугольных окна каюты кормщика (капитана) три уклю­чины, три, весла с гребнями лопастей, которые заимствованы с рисун­ков авторов: "Корабль Новгородцев" г.Челак, "Русская боевая лодья (ла­дья)" В.Дыгало, "Ладья Поморская" Н.Нарбеков, "Большая ладья"Е.Су­матохин, "Русская Галера времен Пет­pa 1" В.Алдакушкин, Е.Кобзев, "Коч Дежнева" В.Войтвилло, В.Стародуб­цев, "Ганзейский Коч" Н.Нарбеков, "Боевой Корабль Новгородцев" В. Примаков, "Торговое судно" С.Исма­илов.

 

      ФОРМА СЕРДЦЕВОГО ЩИТКА ( т.н. польский щиток) – имела место в земельных гербах России Х11-Х1Х вв., в гербах знатных прусов-славян языческой Пруссии в доорденский период. Подобный польский щиток положен в основу экслибриса Валенродской библиотеки «Альбертина», такие же щиты были в родовых гербах русских дворянских фамилий Подбересковых, Яковлевых, Орловых и др.

Такие щитки до второй половины ХХ века кроме официального приме­нения часто иdпользовались в эмб­лемах, предметах быта и роскоши, на книгах, оружии, посуде и т.д. Фигур­ная форма щитка наиболее полно от­ражает все перипетии и непростые повороты судьбы города от древнос­ти до наших дней.

Цветовая трактовка герба - сереб­ро с червленью и атрибутика щитка - ­белый крест под красной короной ­являются историческими. Сами по себе крест и корона – одни из древнейших геральдических знаков в Европе используемых и по сей день. Крас­ная корона означает достоинство ко­ролей Богемии и память об основатe­ле города на Прегеле - короле Отто­каре 11Пшемысле. Датой образова­ния города общепризнанно считает­ся 1255 год, Равносторонний сереб­ряный (белый) лапчатый (греческий) крест с уширенными концами с не­запамятных времен известен как один из символов христианства и духовной власти. В целом композиция соответствует рисунку герба древнего Альтштадта.

      ЛЕНТА - окружает сердцевой щиток, прерываясь в своей верхней части. Цветовая гамма ленты рас­цвечена чередующимися тремя чер­ными и двумя зелеными продольны­ми полосками. Окаймлена лента узкими зелеными полосками. Элемент заимствован с шелковой муаровой ленты колодки медали "3а взятие Кенигс­берга". Включить в состав гер­ба ленту в форме литеры V - первой буквы латинского слова VICТORIA (По­беда) с обрамлением ею контура сердцевого щитка, предложил П.Ча­гин - участник штурма Кенигсберга, почетный гражданин города Кали­нингpaда. Данное предложение было выработано коллегиально, поддержа­но городским Советом ветеранов и ассоциацией капитанов.

         ЗЕЛЕНЫЙ ТРИЛИСТНИК - данный символ имеет одновременно более 10 позитивных расшиф­ровок. Приведем лишь некоторые: 1) часть лавровой ветви медали "За взя­тие Кенигсберга"; 2) Калининград – «го­род-сад»; 3) трилистник познания; пaмять о трех исторических городах.

          ЗОЛОТЫЕ КРУГЛЫЕ БЕЗАНТЫ (ШАРЫ) ироун­дели каплевидной формы в виде оже­релья взяты с рисунков древних бус из янтаря, в частности найденных при раскопках кургана близ села Палищи («Русские древности в памятниках искусства» С.Петербург. 1892)

В ра­циональном смысле символизируют кухтыли (поплавки сетей) т.е. рыбодо­бычу и рыбопереработку. В хроноло­гическом понимании 12 столетий. В историческом ,."путь из Варяг в Гре­ки" по которому везли янтарь – «Золо­то моря». В геральдическом – имеет Византийское происхождение.

     По материалам статьи И.Бакрымова «Герб: 11 лет поисков» из газеты «Гражданин» от 31.08.-13.09.2000 года.